- постгипнотическое внушение
-
En.: Post-hypnotic suggestion
Возьмем знаменитый пример: в прошлом веке пациенту под гипнозом нередко говорилось, что завтра он трижды раскроет свой зонт в определенном месте. На другой день наблюдатели имели возможность с удивлением убедиться, что пациент подчинялся внушению и находил для своего поведения приемлемое объяснение. Эриксон уточняет, что в случае постгипнотического внушения пациент, как правило, не осознает, что совершено внушенное действие (Erickson & Erickson, 1958). Это пример прямого постгипнотического внушения, считающегося типичным для гипноза.
В психику пациента как бы вписывается без его ведома предстоящее ему поведение. Остается открытым вопрос: всякое ли поведение можно таким образом внедрить в психику пациента?
Традиционный гипноз широко использует прямое постгипнотическое внушение в терапевтических целях; вот некоторые удачные показания для этого, рекомендованные Вайтценхоффером (Weitzenhoffer, 1988, II): уменьшить мышечный спазм, улучшить аппетит, вызвать и усилить лактацию, контролировать приступы потливости, контролировать тошноту, помочь поддерживать неудобное и утомительное положение тела, облегчить исследование тазовых органов, вызвать сновидения и т. д.
Новый гипноз ставит под сомнение обоснованность использования подобных автоматических эффектов, когда смешиваются гипноз и внушение, считая более корректным сказать, например: «Вы забудете все, что в этом опыте окажется ненужным для вас». Мы полагаем, впрочем, что в некоторых случаях, таких, как контроль хронических болей, подходят все средства, в том числе и прямое массированное постгипнотическое внушение. Что касается открытого постгипнотического внушения, то оно уместно во всех случаях, например: «Ваше бессознательное в ближайшие дни найдет решение вашей проблемы...»
Современные авторы (Spanos, 1989) полагают, что при этом эффект, не будучи автоматическим, окажется поведением, активно «направляемым на достижение цели». Параллельно пациент использует особую стратегию, чтобы забыть о своем собственном действии; другими словами, обработка информации в постгипнотической ситуации происходит так же, как и во всех прочих ситуациях (Lynn & coll., 1989). В этом смысле поучительны следующие опыты: Фишер (1954) просил пациентов после окончания гипнотического сеанса почесывать ухо всякий раз, как они услышат слово «психология». Опыт удавался, только если это слово произносилось в контексте эксперимента, а не всякий раз, когда его слышали случайно, вне связи с экспериментом; следовательно, данное поведение вряд ли было по-настоящему автоматическим.
Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. — М.: Издательство Института психотерапии. Жан Годэн. 2003.